Основной задачей управления предприятием является обеспечение платежеспособности, ликвидности и финансового потенциала. Контроль за исполнением бюджета является важной составляющей бюджетного процесса. Казначейское исполнение бюджета обеспечивает контроль оперативного и стратегического планов развития предприятия.
Автоматизация казначейства позволяет оперативно управлять финансовыми потоками предприятия и контролировать исполнение бюджета. Современная система учета казначейства должна быть направлена на актуальное выявление возникающих диспропорций и внутренних резервов, что позволяет своевременно разработать меры по устранению кассовых разрывов и повышения платежеспособности. От эффективности казначейского контроля зависит плодотворность функционирования предприятия в целом. Автоматизация казначейства позволяет легко справляться с этими задачами.
Методика контроля над исполнением бюджета должна быть разработана до начала его исполнения и может включать в себя процедуры и набор отчетных форм для сопоставления с показателями плана:
1. Акцепт заявок на платеж в рамках утвержденного бюджета
Например, руководитель бизнес-направления акцептует все заявки на оплату по своему ЦФО и отвечает за выполнение бюджета, а сотрудник финансовой службы контролирует соответствие заявок бюджетным лимитам и выполнение регламентных процедур платежной системы. При этом контроль на соответствие бюджету может быть проведен автоматически - эту процедуру может обеспечить автоматизированная система казначейства.
Рисунок 1. Контроль заявок на расход на соответствие бюджету на примере программного продукта «WA: Финансист: Управление денежными средствами».
2. Формирование платежного календаря на планируемый период
Платежный календарь - это инструмент/документ финансового планирования, который дает возможность ежедневно управлять поступлением и расходованием денежных средств в компании. Состав платежного календаря может быть различным (это зависит от специфики бизнеса и предпочтений ответственных сотрудников). При этом платежный календарь обязательно должен включать в себя данные о поступлениях и платежах, а также о плановых остатках денежных средств обычно с разбивкой по дням и источникам (или местам хранения денежных средств).
3. Согласование реестра платежей
Под реестром платежей мы понимаем перечень обоснованных заявок, которые прошли акцепт и контроль на соответствие бюджету, и подлежат исполнению на определенную дату. Согласование реестра платежей ответственными лицами также удобнее и быстрее проводить с помощью автоматизированных систем.
4. Корректировка оперативного плана
Зачастую возникает необходимость в корректировке некоторых платежей, включенных в окончательный и утвержденный вариант реестра платежей. Подобного рода корректировка может потребоваться даже несколько раз в течение одного оперативного периода. Эта задача также проще решается при использовании автоматизированных систем казначейства.
5. План-факт анализ движения денежных средств
План-факт анализ позволяет проконтролировать отклонения в выполнении плана в абсолютном и относительном выражении (в процентах) и принять соответствующие управленческие решения.
6. Отчет Сash flow
В отчете о движении денежных потоков Сash flow суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании. Он является одной из основных форм финансовой отчетности.
7. Анализ движения денежных средств
Анализ движения денежных средств можно проводить с помощью расчета различных показателей, например, коэффициентов оборачиваемости денежных средств, расчета периодов оборота и т.д.
8. Анализ соотношения резервов денежных средств с учетом бюджета
В данном отчете можно сравнить сумму фактических и зарезервированных платежей (акцептованных и включенных в платежный календарь, реестр) с суммой платежей, запланированной в бюджете.
Данный список процедур можно расширять либо сокращать, в зависимости от потребностей финансового менеджмента компании. Например, компания может не использовать реестр платежей, а платежи осуществлять непосредственно на основе платежного календаря.
Информационные системы казначейства
Большое значение для казначейского исполнения бюджетов имеет автоматизация казначейства, как инструмент контроля и сравнения показателей в различных сочетаниях и разрезах.
Рисунок 2. Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».
Удобнее всего просчитывать и контролировать финансовые потоки с помощью программного продукта «WA:Финансист» (подсистема Управление Денежными Средствами). Информационные системы казначейства уже включают в себя набор необходимых методик и процедур контроля за движением денежных средств. Достоверность информации, полученной на основе «WA:Финансист Управление Денежными Средствами», позволяет избежать технических ошибок и, как следствие, искаженных отчётов и решений.
WA: Финансист УДС состоит из следующих подсистем:
- Планирование – формирование, утверждение и корректировка бюджетов движения денежных средств
- Оперативное планирование – формирование, контроль и согласование документов оперативного планирования движения денежных средств
- Учет графиков платежей по договорам.
- Взаимодействие с системами клиент-банков, отражение фактических данных в учетных системах.
- Отчетность
Видеозаписи прошедших
вебинаров по теме
«Управление денежными средствами»
Программа повышает прозрачность и доступность информации, как на уровне менеджеров компании, так и на уровне высшего руководства. Блоки программного продукты «WA:Финансист» - Управление Денежными Средствами и Бюджетирование - просчитывают альтернативные варианты с учетом стратегических и тактических планов компании, и позволяют адаптировать модель предприятия к изменениям в кратчайшие сроки. Автоматизация казначейства и бюджетирования обеспечивает оперативной информацией заинтересованных лиц для принятия решений в условиях неопределенности.
Таким образом, казначейское исполнение бюджета наиболее оптимально осуществлять на базе специализированного программного продукта, предназначенного для автоматизации казначейства/управления денежными средствами.