Самое доступное
и практичное решение
для автоматизации финансов
welcome@1cashflow.ru

Бюджетирование как инструмент финансового планирования

17 129 просмотров

Содержание

Одним из самых эффективных инструментов финансового планирования и контроля за финансовыми ресурсами организации является бюджетирование. Прежде всего, давайте определимся, что мы будем понимать под планированием, финансовым планированием, бюджетным прогнозированием и планированием.

Под планированием обычно понимают постановку определенных целей и определение оптимальных путей их достижения. Финансовое планирование - это постановка финансовых целей, генерация финансовых планов и контрольных показателей Основная цель комплекса мероприятий по финансовому планированию – обеспечить компанию необходимыми финансовыми ресурсами для ее успешного функционирования.

С помощью финансового прогнозирования на предприятии принимаются управленческие решения, влияющие на будущие события на основе регулярной обработки данных. У каждого бизнеса должны быть установлены прозрачные стратегические цели. Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии позволяет воплотить намеченные стратегические цели в конкретные финансовые показатели. Кроме того, финансовое планирование и бюджетирование помогает оценить финансовые результаты деятельности предприятия путем контроля за использованием финансовых ресурсов, в том числе может быть одним из инструментов привлечения внешних ресурсов.

К основным функциям бюджетирования относят процесс составления и принятия бюджетов на основе центров финансовой ответственности, последующий контроль за их исполнением. Бюджетное планирование -  один из этапов процесса бюджетирования. Оно предназначено для оптимального управления ресурсами компании в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса. Первоначальным этапом бюджетного планирования может являться бюджетное прогнозирование.

Бюджетное прогнозирование

Прогноз бюджета представляет собой систему оценок  вероятности исполнения разделов доходов и расходов бюджета компании.

Существует три основных метода прогнозирования:

  • метод экспертных оценок,
  • метод экстраполяции,
  • смешанный метод.
     

Метод экспертных оценок – прогноз доходов и расходов основывается на  оценках специалистов - экспертов в своей области. Здесь большое влияние имеет субъективность мнения отдельных специалистов. Чем меньше экспертов, тем менее точен результат.

Метод экстраполяции – используются фактические данные прошедших периодов для генерации новых бюджетов.

Смешанный метод - сочетает первые два метода. Этот метод позволяет одновременно учитывать объективные тенденции на рынке и мнения экспертов в данной области.
 

Для эффективного бюджетного планирования необходимо выбрать те методы прогнозирования, которые будут подойдут конкретной компании в контексте ее деятельности. Иногда данный этап компании пропускаю, переходя непосредственно к планированию.

Бюджет как финансовый план предприятия

Необходимость внедрения эффективного финансового планирования и бюджетирования на предприятии ставит перед руководством сложную задачу: разработать методику взаимодействия бизнес единиц как между собой в рамках компании, так и с внешними субъектами бизнеса. Построение модели и системы финансового бюджетирования является важной составляющей финансового планирования и прогнозирования компании.

Разработка системы планирования и бюджетирования на предприятии – бюджетной модели – обычно состоит из следующих работ:

  1. Проектирование и утверждение финансовой структуры организации. Это необходимо для того, чтобы делегировать полномочия в части операционного бюджетного планирования на предприятии ответственным организационным единицам – центрам финансовой ответственности (ЦФО).

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – бизнес- единица, которая ведет деятельность в рамках своего бюджета, при этом обладая необходимыми ресурсами и полномочиями. ЦФО может генерировать только затраты (центр затрат), только доходы (центр дохода), доходы и расходы (центр прибыли ) и т.д. ЦФО верхнего уровня (например, холдинг в целом) немсет финансовую ответственность за инвестиции и является поэтому центром инвестиций.

Финансовая структура - это совокупность всех ЦФО компании. Финансовая структура является базой для постановки бюджетирования, финансового планирования, управленческого учета, а также оптимальной системы мотивации персонала. Финансовая структура всегда взаимосвязана с организационной структурой, но при этом они могут отличаться. Зачастую изменение финансовой структуры приводит к изменениям в организационной структуре.

  1. Разработка структуры бюджетов организации. Этот этап финансового планирования и бюджетирования на предприятии включает в себя работы по формированию классификаторов бюджетов, бюджетных статей, наложению видов бюджетов на организационные звенья структуры управления предприятием.

Бюджетная структура – это иерархическая совокупность всех бюджетов компании. Верхний уровень бюджетной структуры обычно представлен консолидированным бюджетом доходов-расходов (БДР), бюджетом движения денежных средств (БДДС) и бюджетом по балансовому листу (ББЛ). На нижних уровнях находятся бюджеты ЦФО, различные функциональные и вспомогательные бюджеты.

Пример консолидированного бюджета движения денежных средств в специализированной программе планирования бюджета и финансового планирования «WA:Финансист»

Рисунок. Пример консолидированного бюджета движения денежных средств в специализированной программе планирования бюджета и финансового планирования «WA:Финансист»

  1. Утверждение бюджетной политики. Бюджетная политика формируется с целью выработки и закрепления принципов финансового планирования и прогнозирования на предприятии, формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки.

Детальной проработки требует процесс подготовки бюджетов сам по себе. В крупных компаниях обычно создается специальный орган – бюджетный комитет, функции которого заключаются в управлении и координации бюджетного процесса. Проблемы, возникающие при согласовании и утверждении бюджетов различных ЦФО, может наиболее эффективно решать именно бюджетный комитет. В небольших компаниях создание такого органа обычно не требуется.

  1. Разработка положения о бюджетировании и регламента бюджетирования, прогнозирования и планирования. В этих документах фиксируется временной периода процедуры планирования и бюджетирования на предприятии, интервалы планирования, формы бюджетов, программа действий каждого из участников процесса бюджетирования финансов и т.д.
Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

Таким образом,  эффективное финансовое планирование на предприятии может быть построено на базе технологии бюджетирования. Правильно сформированный бюджет, как финансовый план, способствует более эффективному использованию ресурсов компании. Также он дает возможность менеджменту своевременно принимать управленческие решения для достижения целей предприятия.

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист»

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

Программу для финансового планирование и прогнозирование, а также для планирования бюджета вы можете приобрести у нас на сайте, отправив заявку в форме ниже.

Комментарии временно не доступны

Программа Бюджетирование решает основные задачи, описанные в этой статье

ip: 185.63.197.39