Содержание
Управление денежными средствами. БДДС. Казначейство
Основной бюджетный процесс (БДР, ББЛ и пр.) и прогнозирование по сценариям и моделям
Загрузка и мэппинг учетных данных на управленческом плане счетов и/или на плане счетов МСФО. Параллельный учет внеоборотных активов
Полнофункциональное управление договорами, начиная от согласования и заканчивая контролем исполнения
Содержание
В процессе становления финансового учета на предприятии рано или поздно возникает момент, когда бюджетирование из Excel необходимо перенести в какую-либо специализированную систему.
Здесь я не буду описывать плюсы и минусы конкретных систем, а сформулирую набор общих принципов, ориентируясь на которые можно с максимальной эффективностью и с минимальными потерями организовать процессы планирования на предприятии с помощью любого специализированного ПО.
Классическая бюджетная модель (Рисунок 1.) представляет собой набор связанных между собой бюджетных форм, данные из которых могут перетекать из одной в другую.

Рисунок 1. Классическая бюджетная модель производственного предприятия.
Такой набор форм легко представить в виде связанных между собой таблиц Excel.
Автоматизированные системы планирования работают немного иначе. Задачи, решаемые этими системами, включают в себя не только формирование плановых показателей, но и регламенты согласования, и механизмы сбора фактических данных из учетных систем. Общая схема бюджетного процесса представлена на следующей схеме (Рисунок 2.).

Рисунок 2. Общая схема бюджетного процесса.
С точки зрения логики архитектуры, это три взаимосвязанных процесса:
Вместо табличных документов существуют регистры, в которых сохраняются плановые и фактические данные.
Первая задача данного этапа – разработка набора аналитик планирования. Начнем с финансовой структуры организации и сформируем список центров финансовой ответственности (ЦФО).
Структура ЦФО в каждой организации, которая уже реализовывала планирование любым из имеющихся способов, уже существует. В нее входят подразделения, отвечающие за формирование плановых и контроль исполнения факта операционных бюджетов (Производственные подразделения, Администрация, HR, Отдел продаж и т.д.). Каждое ЦФО отвечает за формирование какого-либо бюджета, и результатом первого этапа разработки финансовой модели является описание бюджетов компании в привязке к ЦФО, отвечающим за их подготовку. Примером такой модели может быть следующая таблица:
| Бюджетная форма (Бюджет) | Показатель деятельности | Подразделение |
|---|---|---|
| Мастер-бюджеты | ||
| Бюджет движения денежных средств (БДДС; Cash-Flow) | Приход ДС/Расход ДС | Финансовый отдел |
| Бюджет доходов и расходов (БДР; P&L) | Доходы/Расходы | Финансовый отдел |
| Прогнозный баланс (Бюджет по балансовому листу; ББЛ; BS) | Обороты и остатки по плану счетов бюджетирования | Финансовый отдел |
| Инвестиционный бюджет | Закупки ОС; Затраты на модернизацию | Финансовый отдел |
| Функциональные бюджеты | ||
| Бюджет продаж | Продажи | Отдел продаж |
| Бюджет закупок | Закупки | Отдел МТС |
| Бюджет прямых материальных затрат | Материальные затраты | Производственный отдел |
| Бюджет прямых затрат на оплату труда | Затраты на оплату труда | HR |
| Бюджет общехозяйственных расходов | Общехозяйственные расходы | Финансовый отдел |
| Бюджет коммерческих расходов | Коммерческие расходы | Отдел продаж |
| Операционные бюджеты подразделений | ||
| Бюджет отдела продаж | Отдел продаж | |
| Бюджет отдела закупок | Отдел МТС | |
| Бюджет административных расходов | Финансовый отдел |
Мы получили структуру бюджетов в привязке к подразделениям их контролирующих. Эти подразделения как раз и будут центрами финансовой ответственности, используемыми в бюджетировании.
Для того чтобы корректно сформировать структуру статей планирования, придется сначала разобраться с их взаимосвязями.
Начинать следует со статей мастер-бюджетов (БДДС, БДР, ББЛ). Каждый показатель этих бюджетов является суммой показателей, зарегистрированных бюджетами более низкого уровня (операционными/функциональными бюджетами). Такую зависимость можно переложить в таблицу следующего вида:
| Бюджетная форма (Бюджет) | Показатель | |
|---|---|---|
| Вводится вручную | Суммируется по статье | |
| Бюджет отдела продаж | ||
| Статья 1 | ||
| Статья 2 | ||
| Статья 3 | ||
После анализа всех бюджетных форм получаем структуру статей, разделенных на:
При этом и те и другие являются статьями планирования, но только данные вводимые вручную потребуются для регистрации их в системе, а остальные будут формироваться расчетным путем.
Статья оборотов и ЦФО – это основные аналитики планирования. Возможно, компания планирует свои показатели с большей детализацией, например, проектные организации учитывают свою деятельность в разрезе проектов, а территориально-распределенные – в разрезе регионов или иных территорий. Все это может стать дополнительными аналитиками планирования.
Второй этап подготовки – это формализация регламентов подготовки и согласования бюджетов.
Для каждой из бюджетных форм необходимо подготовить информацию о регламентах ее подготовки, утверждения и корректировки. Например, в виде следующей таблицы:
| Бюджетная форма (Бюджет) | Срок предоставления | Порядок согласования | Порядок корректировки |
|---|---|---|---|
| Мастер-бюджеты | |||
| Бюджет движения денежных средств (БДДС; Cash-Flow) | |||
| Бюджет доходов и расходов (БДР; P&L) | |||
| Прогнозный баланс (Бюджет по балансовому листу; ББЛ; BS) | |||
| Инвестиционный бюджет | |||
| Функциональные бюджеты | |||
| Бюджет продаж | |||
| Бюджет закупок | |||
| Бюджет прямых материальных затрат | |||
| Бюджет прямых затрат на оплату труда | |||
| Бюджет общехозяйственных расходов | |||
| Бюджет коммерческих расходов | |||
| Операционные бюджеты подразделений | |||
| Бюджет отдела продаж | |||
| Бюджет отдела закупок | |||
| Бюджет административных расходов |
Представив информацию в таком виде, можно наглядно получить представление не только о бюджетном процессе в целом, но и выявить «узкие места» в процессе подготовки и согласования данных планирования.
Выполнив эти действия, в результате мы обеспечим автоматизацию процесса планирования и согласования всех бюджетов компании. Остается формализовать механизмы получения фактических данных, но это тема для отдельной статьи.
Сформировать бюджет – задача непростая и требующая определенного количества времени, поскольку она затрагивает не одну финансовую службу, а все центры финансовой ответственности компании. Чтобы...
Несмотря на безупречную картинку согласованного бюджета по движению денежных средств, организации в своей повседневной деятельности все равно сталкиваются с дефицитом средств на оплату текущих...
Документ «Бюджет» служит для ввода плановых данных. В документе фиксируется планируемое движение средств организации в разрезе ЦФО по статьям оборотов за период, продолжительность которого...
Содержание Организация планирования и прогнозирования Пример бюджетной модели Бюджетирование организации Бюджет организации пример Постановка бюджетирования и финансового планирования...
Программа Бюджетирование решает основные задачи, описанные в этой статье