Содержание
Управление денежными средствами. БДДС. Казначейство
Основной бюджетный процесс (БДР, ББЛ и пр.) и прогнозирование по сценариям и моделям
Загрузка и мэппинг учетных данных на управленческом плане счетов и/или на плане счетов МСФО. Параллельный учет внеоборотных активов
Полнофункциональное управление договорами, начиная от согласования и заканчивая контролем исполнения
Содержание
Консолидированный бюджет, а также сопутствующая ему управленческая и финансовая отчетность — это важнейшие источники получения информации о совокупной деятельности компании, объединяющей в своем составе несколько взаимосвязанных юридических лиц с различными направлениями деятельности.
Понятие консолидации финансовых данных и отчетов пришло в коммерцию из государственной терминологии. В этой статье мы рассмотрим основные этапы и задачи постановки и формирования процесса консолидации в разрезе коммерческого сектора, но чтобы глубже разобраться в нем обратимся к «первоисточнику».
В нашей стране потребность в ведении консолидированного бюджета сформировалась в 1991 году, после модернизации бюджетной системы РСФСР.
Консолидированный бюджет субъектов России отражает сводную информацию, которую предоставляют субъекты бюджетного управления в виде консолидированного бюджета, формируемого из региональных и местных бюджетов (без ТФОМС и прочих внебюджетных фондов). То есть консолидированный бюджет – это источник наиболее полной информации для аналитических расчетов и прогнозных работ на государственном уровне. Доходы консолидированного бюджета России учитываются с указанием источника их возникновения. Расходы консолидированного бюджета также фигурируют в учете с указанием цели их применения.*
*Особое внимание уделяется сбалансированности, которая достигается путем того, что доходы консолидированного бюджета (составленные из налогов и сборов федеральных бюджетов и бюджетов субъектов) утверждаются в первую очередь, а расходы консолидированного бюджета – во вторую по всем восьми видам. При этом перейдя на следующий шаг, отменить предыдущий нельзя.
Во второй половине 90-х годов прошлого века началось формирование финансово-промышленных групп (ФПГ). Как следствие, в 1995 году вышел федеральный закон №190-ФЗ «О ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ», а в 1997 года был издано постановление правительства РФ № 24 от 09.01.97 «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СВОДНЫХ (КОНСОЛИДИРОВАННЫХ) УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И БАЛАНСА ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ», которая содержала основные принципы подготовки консолидированной отчетности ФПГ.
Таким образом, государственный опыт консолидации был перенят на крупнейших производственных холдингах, формировавшихся во второй половине 90-х на основе бывших госпредприятий. При этом сложившаяся на этих предприятиях методология учета существенно менялась, схемы консолидации строились и вовсе «с нуля», что, безусловно, влияло на эффективное исполнение консолидированного бюджета поначалу.
Такая необходимость, как формирование консолидированного бюджета и консолидированной отчетности, обусловлена, собственно, образованием холдинговой структуры или, другими словами, объединением нескольких компаний в группу. Рост числа компаний, объединяющихся в интегрированные корпоративные структуры или группы, связан, в том числе и с экономической нестабильностью, как было, например, в уже упомянутые 90-е. В таких условиях слияния происходят с целью получения ряда преимуществ, которые недоступны единичным организациям:
Эффективное управление группой компаний невозможно без выстроенной системы планирования. Как следствие в компаниях стали появляться специализированные подразделения, в виде бюджетных управлений. Задачами бюджетного управления стали, в первую очередь, подготовка и контроль исполнения консолидированного бюджета по группе компаний, входящих в единую финансово-промышленную группу.
Финансово-промышленные группы, уделяющие значительное внимание процессам бюджетирования, получили значительное преимущество, за счет более эффективного управления.
Консолидированный бюджет и консолидированная отчетность по группе компаний — это результат объединения функциональных бюджетов, управленческой и финансовой отчетности* по группе компаний за исключением межгрупповых оборотов.
*Стоит отметить, что консолидированная финансовая отчетность и консолидированная отчетность по группе для нужд управленческого учета необходима для повышения качества принимаемых решений, тщательного анализа всех релевантных факторов, оценки альтернативных стратегий, тактик и действий для достижения максимального результата.
Обратим внимание на то, что в 2000-х, именно в рамках процесса консолидации бюджетов, произошло развитие информационных технологий в части автоматизации учета, как инструмента, в разы упрощающего процесс консолидации бюджетов, аналитики и прогнозирования по ним. Наряду с ИТ, развивалась и методология внедрения единых стандартов учета на разных предприятиях в рамках группы, которая базировалась на таких принципах и правилах формирования консолидированных бюджетов и финансовой отчетности, как:
При подготовке к новому финансовому году многие компании полагаются на восходящий подход к составлению бюджета и планированию. Каждая бизнес-единица разрабатывает собственный бюджет и план, а консолидированный бюджет объединяет их на корпоративном уровне. Результатом могут быть отдельные бюджеты и планы, которые не обязательно совпадают со стратегиями и целями группы компаний в целом. Поэтому для улучшения стратегического согласования и постановки целей нужен процесс бюджетирования и планирования сверху вниз, который можно комбинировать с восходящим подходом. При этом построение системы бюджетирования группы компаний часто сталкивается со следующими проблемами:
Отсутствие точности и актуальности данных:
Неэффективность процессов:
Неудобство работы с существующими системами:
Для правильного построения методологии сбора консолидированных показателей и управленческой консолидированной отчетности необходимо определиться с критериями и целями консолидации.
Зачастую консолидированный бюджет и отчетность формируются как сводная отчетность, данные которой суммируются построчно. Однако построение методологии сбора данных должно базироваться на экономической сущности объединения компаний в единое целое и учитывать взаимосвязанные бизнес-процессы. Например, для компаний с иностранным капиталом в состав консолидированной отчетности включается и консолидированная финансовая отчетность МСФО. При этом методика сбора и агрегирования показателей определяется в зависимости от нужд конкретного предприятия, но в любом случае должна учитывать три этапа консолидации:
Консолидированный бюджет как свод бюджетов всех уровней является инструментом системы бюджетного управления на предприятиях группы компаний, используемым при прогнозировании, расчетах, анализе, то есть для нужд управленческого учета. Говоря о консолидированном бюджете в таком ключе, чаще всего подразумевают формирование консолидированного бюджета одного из основных видов:
В зависимости от структуры бюджетной модели и характера деятельности интегрированной корпоративной структуры, формы и виды консолидированных бюджетов и консолидированная отчетность по группе компаний могут существенно различаться и подвергаться модификации. Для целей формирования консолидированной управленческой отчетности и консолидации бюджетов различных уровней целесообразнее использовать информационные системы.
При построении системы автоматизации управленческой отчетности, зачастую приходится решать множество вопросов, связанных с тем, что отдельные юридические лица, входящие в группу компаний, имеют самые разнообразные учетные системы, и одна из задач – это необходимость объединить разрозненные данные в единое информационное пространство. Для решения таких задач используются различные информационные системы.
Система «WA:Финансист» позволяет получать информацию из любых учетных систем, реализует полный цикл управления, от планирования бюджетов и до анализа результатов деятельности компании, с учетом любой методологии внутрифирменных или международных стандартов.
Система позволяет производить операции элиминирования внутрифирменных оборотов на уровне проведения первичных документов, а также минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором.
Рисунок 1. Консолидированная отчетность по группе компаний в системе «WA: Финансист».
Используя решение «WA:Финансист», вы получаете единый инструмент для бюджетирования и подготовки консолидированной отчетности по всей группе компаний.
Общая последовательность построения системы управления консолидированным бюджетом выглядит следующим образом:
Выбирая решение «WA:Финансист» с подсистемой «Бюджетирование», вы получаете следующие преимущества:
Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».
Рисунок 2. Консолидированный бюджет в программном продукте «WA: Финансист» движения денежных средств. Фрагмент движения денежных средств.
Построение системы консолидированной бюджетной отчетности группы компаний тесно связано с информацией об исполнении консолидированных бюджетов. Для группы компаний таким источником могут стать данные отчетов, формируемых по стандартам МСФО. Пакет отчетов, подготавливаемый по стандартам МСФО, предоставляет по сути набор данных, соответствующих основным мастер-бюджетам, но подготавливаемым по данным учета.
Как мы видим, задачи бюджетирования тесно связаны с консолидацией отчетности путем формирования пакета управленческой отчетности по группе компаний по требованиям руководства компании или в соответствии с МСФО.
При этом возникают всевозможные объективные и субъективные факторы, препятствующие эффективному процессу консолидации:
Используя подсистему «Управленческий учет и МСФО» программного решения «WA:Финансист», вы получаете:
Рисунок 3. Фрагмент Консолидированного отчета о финансовом положении в программном продукте «WA: Финансист».
Казалось бы, такой сложный процесс, как сбор консолидированной финансовой отчетности по холдингу или группе, в которую входят предприятия, ведущие учет в разных (что может подразумевать даже разноплатформенность) информационных системах, сложно организовать, а на то, чтобы он стал эффективным – потребуются годы. Но опыт построение автоматизированных систем управления финансами на базе «WA:Финансист» говорит об обратном: действующую систему заказчик может получить менее чем за месяц.
Таким образом, «WA:Финансист» является быстро внедряемым, унифицированным инструментом для предприятий любого масштаба и структуры в части управления такими основными процессами в финансовом блоке, как бюджетирование, консолидация и финансовая отчетность.
Сформировать бюджет – задача непростая и требующая определенного количества времени, поскольку она затрагивает не одну финансовую службу, а все центры финансовой ответственности компании. Чтобы...
Несмотря на безупречную картинку согласованного бюджета по движению денежных средств, организации в своей повседневной деятельности все равно сталкиваются с дефицитом средств на оплату текущих...
Документ «Бюджет» служит для ввода плановых данных. В документе фиксируется планируемое движение средств организации в разрезе ЦФО по статьям оборотов за период, продолжительность которого...
Содержание Организация планирования и прогнозирования Пример бюджетной модели Бюджетирование организации Бюджет организации пример Постановка бюджетирования и финансового планирования...
Программа Бюджетирование решает основные задачи, описанные в этой статье
Другими словами, сертификация «1С-Совместимо» гарантирует, что Вы приобретаете не «самописку на коленке», а полноценный, тиражный программный продукт.
Полное наименование:
Общество с ограниченной ответственностью «Программные продукты»
Краткое наименование:
ООО «Программные продукты»
Генеральный директор:
Тягунов Иван Александрович
Главный бухгалтер:
Тягунов Иван Александрович
Юридический адрес:
105318, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Соколиная гора, ул. Щербаковская, дом № 3, пом.1/6
Фактический адрес:
109456, Москва г., Рязанский проспект, дом 75, корпус 4
Почтовый адрес:
109456, Москва г., Рязанский проспект, дом 75, корпус 4
ИНН/КПП:
7721736907 / 771901001
ОГРН:
1117746760438 от 27.09.2011г.
ОКВЭД:
52.48, 72.2, 72.6, 74.4.
Расчетный счет:
407028109-000-000-2-0000
Наименование банка:
ОАО АКБ "АВАНГАРД"
Город банка:
г. Москва
БИК:
044525201
Корр.счет:
30101810000000000201
Телефон/факс:
+7 (495) 995-82-58
E-mail:
welcome@wiseadvice.ru
WWW:
www.1cashflow.ru
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
С уважением,
Александр Прямоносов,
Генеральный директор ООО “Программные
продукты»
В ближайшее время на указанный адрес
Вам придет письмо для подтверждения участия в вебинаре.
С уважением,
Александр Прямоносов,
Генеральный директор ООО “Программные
продукты»
Благодарим за обращение!
Ссылка с демо-доступом отправлена на указанный Вами адрес электронной почты. Если возникнут вопросы в процессе изучения демо, позвоните нам, мы будем рады помочь
С уважением,
Александр Прямоносов,
Генеральный директор ООО “Программные
продукты»