Самое доступное
и практичное решение
для автоматизации финансов
welcome@1cashflow.ru

Бюджетирование в системе управленческого учета

24 321 просмотров

Содержание

Основы управленческого учета и бюджетирование  являются неотъемлемой частью компетенций финансового менеджера. Как же соотносятся между собой управленческий учет и бюджетирование?  Какую роль играют планирование и бюджетирование в управленческом учете?

Управленческий учёт – это система планирования, сбора, отчетности, интерпретации информации для принятия управленческих решений менеджерами, а также контроля за этими процессами.

Основные задачи управленческого учета следующие:

  • Планирование
  • Управление и контроль (оперативный учет).
  • Анализ и отчетность (внутренняя и внешняя)

В основе планирования лежит анализ ретроспективной информации и прогноз будущих финансовых операций.  Оперативный учёт применяется в текущем управлении для контроля реальных фактов деятельности компании. Оперативный учет может вестись как в стоимостном выражении, так и в натуральных показателях.

Управленческая отчетность позволяет производить оценку и анализ результатов деятельности компании. Одним из методов анализа является план-факт анализ: выявление отклонений фактических достигнутых показателей от запланированных, оценка и анализ их влияния на стратегические планы компании.

Бюджетирование является одним из методов реализации этих основных задач с делегированием финансовой ответственности на уровень центров финансовой ответственности (ЦФО) и системой мотивации. Бюджетирование позволяет оперативно получать достоверную информацию и обеспечивать успешное функционирование компании, в частности:

  • планировать расходы и доходы компании;
  • выявлять потребности в денежных ресурсах и оптимизировать финансовые потоки;
  • оптимизировать затраты;
  • финансировать за счет внутренних и внешних источников новые направления бизнеса и инвестиционные проекты;
  • мотивировать сотрудников;
  • выявлять отклонения фактических от плановых показателей;
  • формировать управленческую отчетность;
  • анализировать и контролировать финансовое состояние компании.

Стандартизированного подхода к формированию бюджетной модели и управленческой отчетности не существует. Для каждой компании методология является уникальной разработкой.

Обычно выделяют четыре основные группы бюджетов:

  • 1) основные бюджеты, мастер-бюджеты (бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет баланса);
  • 2) вспомогательные бюджеты (план капитальных вложений, кредитный план, бюджеты налогов);
  • 3) дополнительные (специальные) бюджеты (бюджет распределения прибыли, планы отдельных проектов и программ).
  • 4) операционные бюджеты.

Разработка бюджетов на период обычно начинается с разработки операционных бюджетов, например такого набора:

  • Бюджет продаж.
  • Бюджет готовой продукции
  • Бюджет прямых материальных затрат.
  • Бюджет затрат на прямой труд.
  • Бюджет накладных расходов.
  • Бюджет производственных запасов.
  • Бюджет коммерческих расходов.
  • Бюджет административных расходов.

Автоматизация бюджетирования и управленческой отчетности

В современных условиях управленческий учет и бюджетирование сложно представить без автоматизации. Автоматизация бюджетирования и управленческой отчетности позволяет хранить, консолидировать и обрабатывать большое количество операций, обеспечивая конечных пользователей получением достоверной информации о текущем положении компании. Основы бюджетирования и управленческой отчетности должны быть заложены в логику программного продукта.

Пример успешной  реализации управленческого учета и бюджетирования в компании -  программный продукт «WA: Финансист».

Бюджетирование в управленческом учете в программе «WA: Финансист»

Рисунок 1. Бюджетирование в управленческом учете в программе «WA: Финансист».

Как видно из рисунка 1, задача планирования может быть решена с помощью формирования бюджетов движения денежных средств, бюджетов расходов и расходов, оперативных бюджетов. Задача управления и контроля (оперативного учета) на уровне бюджетирования может быть решена с помощью механизма автоматического получения фактических данных из учетных систем. Задача анализа и получения отчетности решается с помощью план-факт анализа, формирования и анализа планового бюджета и т.п.

Формирование операционных бюджетов на примере программного продукта «WA: Финансист»

Рисунок 2. Формирование операционных бюджетов на примере программного продукта «WA: Финансист».

Наша система позволяет эффективно строить бизнес-процесс бюджетирования на всех его этапах:

  • разработка бюджетной модели;
  • согласование бюджетов и их корректировок;
  • отражение фактических данных по статьям планирования;
  • контроль за исполнением бюджета;
  • план-фактный анализ показателей с помощью развитых инструментов формирования отчетности;
  • формирование решений по управлению бизнесом.

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист»

Рисунок 3. Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

Подсистема дает возможность пользователю разработать неограниченное количество вариантов бюджетов, для целей принятия решения об оптимальном развитии бизнеса. Разнообразие вариантов моделей обеспечивается  инструментом «Сценарий планирования». Сценарий выступает в качестве разделителя учета и система позволяет вводить плановые показатели в разрезе разных сценариев.

Таким образом, основы бюджетирования и управленческой отчетности оптимально реализованы в программном продукте «WA:Финансист».

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

Бюджетирование в системе управления затратами предприятия

Основы управленческого учета и бюджетирование обычно подразумевают построение системы управления затратами на предприятии. В целях оптимизации затрат предприятия нельзя свести управление к простому их сокращению. Необходимо  также предпринимать соответствующие шаги к достижению определенного уровня дохода, прибыли,  и, в случае необходимости, принимать соответствующие меры. В масштабе всего бизнеса этим объясняются действия в области управления затратами на уровне каждого подразделения (ЦФО): центров затрат, центров дохода, центров прибыли и т.д.

Бюджетирование в системе управления компанией позволяет спрогнозировать затраты предприятия и оценить вклад каждой бизнес единицы (ЦФО) в достижение стратегических и оперативных целей.

Бюджетирование затрат позволяет выявить скрытые резервы, оценить запасы и максимизировать получение прибыли.

Таким образом, бюджетирование в системе управленческого учета позволяет прогнозировать будущее развитие компании, оценивать эффективность и контролировать выполнение планов.

Комментарии временно не доступны

Программа Бюджетирование решает основные задачи, описанные в этой статье

ip: 194.36.149.122