Самое доступное
и практичное решение
для автоматизации финансов
welcome@1cashflow.ru

Коэффициенты CMCR, CICR и CDCR

11 758 просмотров

Содержание

В экономической бизнес-практике принято использовать несколько подходов к аналитике денежных потоков компании. Каждый финансист имеет право придерживаться близкого ему (при равной эффективности) подхода к такой аналитике, так как конкретный бизнес и, что главное, знание внутренней «кухни» определяют требования к составу аналитической работы. Одним компаниям достаточно аналитики по балансу и исследования отчетности в контексте прибыли и убытков, а другим, в большей мере ориентированным на нормативную эффективность, уже сегодня ясна перспектива и обосновано применение такого малораспространенного пока в России инструмента, как коэффициентный анализ денежных операций и денежных потоков.

Современная финансовая система и финансовая подвижность рынков заставляют компании искать новые способы стандартизации своей работы, нормативные точки контроля и способы повышения эффективности, основанные на фактах. Такая внешняя конъюнктура, достаточно быстро сформировавшаяся в бизнес-среде по всему миру и серьезно укрепившаяся в последние годы благодаря динамичному развитию IT-технологий и способов контроля финансовыми метриками в динамике, приводит многих финансистов к пониманию необходимости применения в своей деятельности коэффициентного анализа, который обеспечивает возможности повышения продуктивности здесь и сейчас.

Применение контрольных нормативов и соответствующих коэффициентов позволяет компаниям непрерывно отслеживать свою результативность. Ориентированные на результат компании, в конце концов, становятся более конкурентоспособными, а долгосрочные прогнозы их бизнеса прозрачными и интересными для инвесторов.

Анализ по коэффициентам может включать в себя довольно большое количество метрик, но существует несколько главных типов, которые, можно сказать, являются базовыми показателями финансовой системы. Что скрывают под собой аббревиатуры CMCR, CICR и CDCR, и зачем вообще компании нужно углубляться в такой сложный с точки зрения практической пользы вид анализа, мы рассмотрим в настоящей статье.

Коэффициентный анализ как инструмент стратегической аналитики бизнеса

Вообще к анализу денежных потоков применяют разные подходы не только в разных частях света, но даже в компаниях, которые имею двери офисов по соседству. Это обусловлено двумя важными параметрами: во-первых, профессионализмом исполнителей, которые отвечают в компании за финансовую аналитику; во-вторых, внутренней финансовой организацией компании, которая влияет на глубину экономической аналитики.

Если компания обладает достаточными ресурсами и знаниями, то конечно, применение коэффициентного анализа обосновано его большой эффективностью. Являясь составной частью непосредственно системного анализа денежных потоков фирмы, коэффициентный анализ при помощи возможностей финансового моделирования позволяет под разными углами изучить отклонения от запланированных значений определенных показателей. Эти показатели, олицетворяя собой меру эффективности использования ресурсов организации, помогают менеджменту применять различные инструменты, способные обеспечить фирме выполнение ее целевых задач.

Коэффициентный анализ, помимо возможностей перечисленного выше, также позволяет аналитику-финансисту на основании изменения рассматриваемых коэффициентов изучить существующие в компании позитивные и негативные тренды. Исходя из этого, можно будет сделать управленческие выводы о качестве менеджмента финансовой системы (проще говоря, денежных потоков) и незамедлительно разработать предметные планы для повышения эффективности финансовой системы организации.

Коэффициентный анализ дает возможность выбрать наиболее важные для конкретной организации показатели, и рассмотреть их с точки зрения реального влияния на бизнес.

Идеальная система предполагает, что денежный поток от основной деятельности достаточен для полного покрытия всех расходов, которые выражены коэффициентами. Но в реальном бизнесе так бывает редко, и этот тип финансового анализа помогает найти взвешенный баланс между различными статьями денежного потока, что приведет к максимально эффективному использованию финансовых ресурсов. То есть, с одной стороны, использование коэффициентов в аналитике поможет оценить эффективность управления компанией, а с другой, увидеть внутренний потенциал для перераспределения ресурсов в правильном направлении.

Другим преимуществом коэффициентного анализа можно считать то, что его данные в наименьшей степени подвержены неправильному (ошибочно или преднамеренно) отражению, так как за их основу берется не эфемерный показатель, а вполне реальный денежный поток. Поэтому данный подход обладает высокой точностью рассматриваемых данных.

Коэффициентный анализ

Рисунок. Коэффициентный анализ.

Коэффициенты CMCR, CICR и CDCR

Рассмотрим три важнейших коэффициента, представляющих собой неотъемлемые части коэффициентного анализа предприятия:

  • CICR = показатель, демонстрирующий возможности покрытия процентов за кредит (расшифровывается «Cash Interest Coverage Ratio» и означает коэффициент в значении способности/возможности оплаты долговых процентов);
  • CMCR = показатель, который характеризует способность компании покрывать долгосрочные обязательства (на оригинальном языке термина пишется «Cash Maturity Coverage Ratio» и так же, как предшественник, демонстрирует коэффициент возможностей, но в данном случае по долговым обязательствам);
  • CDCR = показатель, отражающий способности компании выплачивать дивиденды. («Cash Dividend Coverage Ratio» показывает возможности для выплаты дивидендов).

При расчете коэффициентов используются достаточно несложные формулы, которые позволяют финансовому менеджеру компании провести анализ этих показателей, используя внутренние вводные, которые всегда в наличии.

  • Коэффициент CICR = (Денежный поток +Проценты+Налоги)/Уплаченные проценты

Чтобы рассчитать CICR, необходимо к денежному потоку от текущей деятельности прибавить все уплаченные проценты и все уплаченные налоги, а затем разделить на сумму всех уплаченных процентов.

  • Коэффициент CMCR = Денежный поток/сумму долгосрочных обязательств

Чтобы рассчитать CMCR, необходимо значение размера денежного потока от операционки разделить на сумму долгосрочных обязательств.

  • Коэффициент CDCR = (Денежный поток-сумма обязательств)/сумму дивидендов

Чтобы найти коэффициент возможностей покрытия дивидендов, необходимо из денежного потока от основной деятельности отнять все долгосрочные обязательства, а затем разделить это значение на значение выплаченных дивидендов.

При расчете коэффициентов необходимо помнить, что для получения корректных значений, величины, используемые в расчетах, должны быть приведены к одним эквивалентам. Чем выше значение коэффициента относительно единицы, тем выше оценивается способность, а лучше даже сказать возможность, компании исполнять указанные обязательства из средств, полученных от основной деятельности. Таким же образом любое отклонение от единицы (значение меньшее, чем 1) требует повышенного внимания менеджмента, так как влечет за собой необходимость использования других источников финансирования.

Эта группа коэффициентов может в реальности продемонстрировать заинтересованным лицам насколько предприятие способно покрывать принятые на себя постоянные обязательства. К ним относятся процентные транши по долгосрочным и краткосчроным ссудам, инвестиционным долгам и доходы собственников компании.

Обслуживание текущего долга (коэффициент CICR и коэффициент CMCR) – это показатель оперирующий данными текущей деятельности и краткосрочного прогноза на будущее. Безусловно, что значения этих коэффициентов очень важны в операционной деятельности фирмы, поскольку могут достаточно динамично изменяться в зависимости от текущего размера денежного потока от основной деятельности. Эти показатели отражают профессионализм финансового менеджмента в вопросах распределения денежных потоков.

Третий из списка коэффициент CDCR (Cash Dividend Coverage Ratio) – это показатель стратегический, сильно опаздывающий и не слишком регулярный. Он отвечает на глобальные вопросы относительно положения бизнеса компании.

Если компания большая или речь идет о публичной компании, дивидендный доход и регулярность исполнения своих обязательств перед акционерами характеризует не только устойчивость компании в финансовом плане и демонстрирует уровень эффективности ее бизнеса, но и определяет привлекательность а, следовательно, и ликвидность этой компании на рынке. Уровень удовлетворенности акционеров выплатами дивидендов чаще всего определяет многие стратегические аспекты деятельности компании, поскольку экономисты признают, что косвенное влияние акционеров на бизнес может быть очень существенным. Именно поэтому значение коэффициента денежного покрытия дивидендных выплат так важно со стратегической точки зрения. Можно сказать, что значение, показанное коэффициентом CDCR, может иметь определяющее значение, но, даже учитывая это, нужно здраво оценивать его место в приоритете с реальной картиной бизнеса.

Задача эффективной работы предприятия в глобальном смысле стоит гораздо выше, чем выплата больших сиюминутных дивидендов. Поэтому, в первую очередь, предприятия должны работать таким образом, чтобы исключить негативные сценарии для бизнеса, направляя свою начисляемую прибыль на нормализацию и повышение эффективности бизнеса, что, в свою очередь, обеспечит все остальное. Из этого следует, что первостепенность коэффициента cdcr в стратегическом плане, говорит только о стратегическом плане, но ни в коем случае не уменьшает значимости других параметров финансового менеджмента.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что сбалансированная структура и планомерный рост основных показателей, к которым в равной степени относятся cdcr, cicr и cmcr, наравне с другими показателями, является одной из ключевых задач в вопросах управления денежными потоками. Через аналитику и вытекающие из нее управленческие изменения, компании открывают двери к непрерывному контролю деятельности не через обобщенные понятия, а на основании системы коэффициентов, каждый из которых является конкретным показателем эффективности работы предприятия.

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Управленческий учет / МСФО»

Для разных предприятий будут актуальны разные комбинации коэффициентов, потому что индивидуальные особенности бизнеса могут вносить существенные коррективы в аналитическую модель, внедренную в компании. Профессионализм специалистов финансового департамента и знание специфики бизнеса – вот два верных помощника при составлении списка коэффициентов денежных потоков, которые смогут в полной мере показать заинтересованным лицам финансовые возможности и устойчивость предприятия.

Финансовые ресурсы наиболее динамичный актив компании, который обеспечивает покрытие обязательств любого уровня, а от рациональности использования этого вида ресурсов зависит выживаемость компании на рынке. Использование на регулярной основе коэффициентного анализа и основных коэффициентов денежного потока дает компании возможность повысить качество системы финансового управления и обоснованность принимаемых решений, следовательно, обеспечить себе достаточно прочную основу финансового менеджмента, который в двадцать первом веке является залогом успеха организации.

Комментарии временно не доступны

Программа Управленческий учет решает основные задачи, описанные в этой статье

ip: 185.106.94.195