Самое доступное
и практичное решение
для автоматизации финансов
welcome@1cashflow.ru

Стратегический управленческий учет

20 370 просмотров

Содержание

Стратегический управленческий учет – это раздел управленческого учета, который обеспечивает информацией принятие стратегических управленческих решений.  Учет должен быть обращен в будущее, «ибо предвидеть - значить предупреждать».

Для того чтобы достигнуть своих стратегических целей, компания генерирует планы долгосрочного развития. Основной ролью управленческого учета является достижения поставленных стратегических целей и анализ отклонений. При этом решения, принимаемые в рамках стратегического планирования на следующие периоды, должны корректироваться в соответствии с полученной информацией.

Основная особенность, которая отличает стратегический управленческий учет от традиционного, это учет внешней среды. К анализу внешней бизнес-среды  относится, в частности, анализ потребителей, внешних экономических условий, действий правительства, конкурентов, поставщиков и т.д. Кроме анализа внешней среды, стратегический управленческий учет также использует информацию о внутреннем состоянии компании, используя данные других видов учета – статистического, налогового, финансового и оперативного управленческого.

Основные методы и системы стратегического анализа

К основным методам и системам стратегического анализа относят следующие: стратегическое управление затратами, концепция стратегических бизнес-единиц, «STEP» и «SWOT» анализ, модель ценностей цепочки Портера.

Стратегическое управление затратами – процесс принятия и реализации стратегических решений по затратам, на основе сопоставления собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешней среды. Другими словами, стратегическое управление затратами – это генерация конкурентного преимущества по затратам.

Концепция стратегических бизнес-единиц (СБЕ) выделяет подразделения компании, которые отвечают за определенный вид деятельности или функции. Каждая бизнес - единица  производит определённую номенклатуру товаров и услуг, которая продается определённому однородному сегменту покупателей и имеет дело с конкретной группой конкурентов.

«STEP» анализ (иное название – PEST) – инструмент, анализа социальных (S), технологических (Т), экономических (E) и политических (P)  сфер внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность компании. Результаты STEP-анализа дают возможность оценить со всех сторон внешнюю ситуацию, которая складывается на рынке.

«SWOT» анализ – предназначен для выявления сильных и слабых сторон компании:

S - «сила» (Strenght) – преимущества компании;

W - «слабость» (Weakness) – недостатки компании;

O - «возможности» (Opportunities) – благоприятные факторы внешней среды;

 T - «угрозы» (Troubles) – противодействие внешней среды.

Модель ценностей цепочки Портера – это цепочка из девяти стратегически взаимосвязанных видов деятельности, в которых генерируется ценность и возникают издержки. При этом 5 звеньев основные: снабжение, запасы, материалы; производство; хранение и продвижение на рынок; продажи и маркетинг; поддержка дилеров и послепродажное обслуживание. Остальные  звенья являются вспомогательными: инфраструктура, планирование, финансы, информационное и юридическое обслуживание; технологии, исследования, развития продукта, проектирование; развитие человеческих ресурсов.

Кроме того, существуют и другие методы стратегического анализа, такие как «JIT», «ABC», «ФСА», «Система сбалансированных показателей», «Модель экономической добавленной стоимости» и др.

Особенности, методы и системы стратегического анализа

Нужно сказать, что стратегический учет это достаточно сложное для практического внедрения направление, так как компании необходимо разбираться во множестве традиционных и новейших методов учета. Основными проблемами при внедрении стратегического учета могут являться:

  • сложность разработки форм и индикаторов взаимосвязи стратегического управленческого учета и оперативных решений менеджмента;
  • низкий уровень автоматизации системы управленческого учета;
  • значительная трудоемкость отбора информации,  ориентированной на реализацию стратегических целей и задач предприятия.

Внедрение стратегического управленческого учета в практику сложно представить без автоматизации. Автоматизация стратегического управленческого учета это длительный и сложный проект, при этом отдачу от него сложно переоценить: она будет способствовать достижению стратегических целей и задач развития предприятий.

Одним из методов связи стратегического и оперативного уровней управления в компании  является управление по центрам финансовой ответственности. Обычно центры ответственности классифицируют по степени полномочий и обязанностей, по их месту в финансовой структуре организации. Стратегический управленческий учет должен быть связан с информационными потоками центров ответственности, чтобы можно было оценить их деятельность с точки зрения достижения стратегических целей организации. 

Рисунок 1. Структура справочника «Центры финансовой ответственности» на примере программного продукта «WA: Финансист»

Управление по центрам финансовой ответственности можно автоматизировать при помощи программного продукта «WA: Финансист». В нашем продукте представлены все необходимые блоки для организации полного цикла управленческого учета: бюджетирование, управление денежными средствами, контракт-менеджмент, управленческий учет (МСФО) (с планом счетов управленческого учета). В рамках программы возможно осуществление полного цикла управления:  от планирования в управленческом учете до отчетности в нужных формах и с расчетом показателей. 

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Управленческий учет / МСФО»

Внедрение стратегического управленческого учета имеет важное значение для компаний, позволяя добиваться конкурентных преимуществ, гибко реагировать на запросы потребителей, проводить своевременные корректировки планов для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе. 

Комментарии временно не доступны

Программа Управленческий учет решает основные задачи, описанные в этой статье

ip: 52.167.144.191